Музыка: синергетическая модель
Анотація
В статье определяется место музыки в структуре мира с позиции синергетики. Показывается, что, в соответствии с синергетической парадигмой, музыка — система, являющаяся вершиной системно-эволюционного развития мира. Рассматривается строение музыки как системы. Уточняется, что музыка — система отношений. Проясняются ее элементы, фиксируются особенности этих связей. Автор характеризует личность, кристаллизуемую в музыкальном звучании, отмечает ее многомерность и утверждает, что, запечатленная в музыкальной материи, она становится неизменным основанием музыки.
Ключевые слова: музыка, мир, синергетика, синергетический подход, система отношений, музыкальный процесс, музыкальное произведение, личность.
Клюєв О.С.
Музика: синергетична модель
У статті визначається місце музики у структурі світу з позиції синергетики. Показується, що, відповідно до синергетичної парадигми, музика — система, яка є вершиною системно-еволюційного розвитку світу. Розглядається побудова музики як системи. Уточнюється, що музика — система відносин. Висвітлюються її елементи, фіксуються особливості цих зв’язків. Автор характеризує особистість, що кристалізується в музичному звучанні, відзначає її багатомірність і стверджує, що, зафіксована в музичній матерії, вона стає незмінною основою музики.
Ключові слова: музика, світ, синергетика, синергетичний підхід, система відносин, музичний процес, музичний твір, особистість.
Aleksandr Klyuev
Music: synergetic model
From the synergy standpoint, the paper identifies the place of music in the structure of the World, argues that, according to the synergy paradigm, music is a system in which the World’s systems evolution culminates. The paper explores how music works as a system, underlines that music is a system of relations and identifies the elements of this system as well as reveals the features of their relationship. The autor discusses human personality and his multi-dimensionality that is crystallized in musical sound, explains that the musical expression of this multi-dimensionality constitutes the eternal foundation of music.
Key words: music, world, synergy, synergy approach, system, system of relations, musical process, musical piece, human personality.
Завантаження
Посилання
Арановский М. Мышление, язык, семантика / М. Арановский // Проблемы музыкального мышления : сб. статей. — М. : Музыка, 1974. — С. 90–128.
Асафьев Б. Люлли и его дело / Б. Асафьев // De musica. Временник Отдела теории и истории музыки. — Л., 1926. — Вып. 2. — С. 5–27.
Бергсон А. Непосредственные данные сознания: Время и свобода воли / А. Бергсон ; пер. с фр. — 5-е изд. — М. : ЛЕНАНД, 2014. — 224 с.
Каган М. Искусство в системе культуры / М. Каган // Избранные труды : в VII т. — СПб. : ИД «Петрополис», 2007. — Т. III. — С. 100–128.
Арт-простір № 2
Каган М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. — Избранные труды : в VII т. — СПб. : ИД «Петрополис», 2008. — Т. V, кн. 1. — С. 191–390.
Клюев А. Музыка: путь к Абсолюту / А. Клюев. — СПб. : Алетейя, 2015. — 92 с.
Клюев А. Философия музыки / А. Клюев. — 2-е изд., испр. и перераб. — СПб. : Астерион, 2010. — 227 с.
Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» / Ю. Кон // От Люлли до наших дней : сб. статей. — М. : Музыка, 1967. — С. 93–104.
Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Э. Курт ; пер. с нем. — М. : Музгиз, 1931. — 304 с.
Лосев А. Музыка как предмет логики / А. Лосев. — М. : Академический проект, 2012. — 205 с.
Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект / В. Медушинский // Советская музыка. — 1979. — № 3. — С. 30–39.
Метнер Н. Муза и мода. Защита основ музыкального искусства (Париж, 1935) / Н. Метнер. — P. : YMCA-PRESS, 1978. — 156 с.
Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование / М. Михайлов. — М. : Музыка, 1981. — 264 с.
Музыкальное произведение: Сущность. Аспекты анализа : сб. статей. — К. : Музична Україна, 1988. — 122 с.
Мышляев С. Гипноз. Личное влияние? / С. Мышляев. — СПб. : ТОО «Братство»; ТОО «Респекс», 1994. — 334 с.
Назайкинский Е. О роли музыкознания в современной культуре / Е. Назайкинский // Советская музыка. — 1982. — № 5. — С. 51–54.
Налимов В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. Налимов. — 3-е изд. — М. : Парадигма ; Академический Проект, 2011. — 399 с.
Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки / С. Раппопорт // Эстетические очерки. Избранное. — М. : Музыка, 1980. — С. 63–102.
Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров / О. Соколов // Проблемы музыки XX века. — Горький : Волго-Вятское книжное изд-во, 1977. — С. 12–58.
Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке / А. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки : в 3 т. — Л. : Советский композитор, 1981. — Т. 2. — С. 231–293.
Уледов А. К определению специфики культуры как социального явления / А. Уледов // Философские науки. — 1974. — № 2. — С. 22–29.
Хакен Г. Синергетика: принципы и основы, перспективы и приложения : в 2 ч. / Г. Хакен ; пер. с англ. — 2-е изд., доп. — М. : ЛЕНАНД, 2015. — Ч. 1. — 401 с.; Ч. 2. — 418 с.
Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. — М. : МГК, 1994. — 206 с.